Самбо — «САМозащита Без Оружия» — система борьбы, включающая ряд болевых приемов и позволяющая оказать успешное сопротивление нападению более сильного или вооруженного противника. Это наша отечественная система, объединяющая опыт спортивной борьбы народов, населяющих нашу страну. В создании самбо большая заслуга принадлежит автору настоящей статьи А.А. Харлампиеву, разработавшему много учебных пособий по самбо, подготовившему большое число тренеров и выдающихся спортсменов-самбистов. Самбо — чрезвычайно ценный по многообразию техники вид спорта. Он способствует воспитанию таких качеств, как сила, ловкость, гибкость, быстрота и выносливость. Кроме того, занятия самбо способствуют развитию всех морально-волевых качеств, памяти и творческого воображения.
Самбо имеет и оборонное значение. Мир пока еще не идеален, и нужно уметь защититься от возможного нападения, не говоря уже о том, что незнание, как обуздать распоясавшегося хулигана, укрепляет в нем чувство безнаказанности. Сам собой напрашивается вывод, что знать приемы самозащиты не только полезно, но и важно для каждого гражданина: это — дело общественного значения.
Самбо состоит из двух отделов: спортивного — борьбы самбо — и боевого, который включает приемы самозащиты и специальные приемы.
Борьба самбо получила распространение в масштабах Советского Союза в конце 30-х годов, а в 1966 году была признана ФИЛА (Международная федерация спортивной борьбы) наравне с вольной и классической борьбой. Специальные приемы самбо преподаются разведчикам, десантникам, пограничникам и всем тем, кому это необходимо для несения соответствующей службы. Что же касается приемов самозащиты, они, повторяем, необходимы каждому. Изучать их лучше параллельно с занятиями борьбой самбо, но можно изучать приемы самозащиты, занимаясь любым видом спорта.
Некоторые сомневаются: «не опасно ли преподавать приемы самозащиты широкой массе, ведь эти же приемы будут знать (в числе прочих) и хулиганы».
Излишнее беспокойство!
Хулигану не нужны приемы самозащиты, так как его цель — нападать, а не защищаться. Предположим, что хулиган изучит приемы самозащиты. Как он будет их применять: на него, кроме такого же хулигана, никто не собирается и не будет нападать.
Изучение приемов самозащиты преследует и другие цели, например, уменьшить количество несчастных случаев. Ведь, не умея правильно защищаться, пострадавшие хватают в руки камень, палку и другие предметы, нанося хулигану тяжелую травму. Но жестокость, даже по отношению к хулигану, нам не к лицу. Рекомендуемые приемы самозащиты рассчитаны лишь на обуздание хулигана.
В первом минимуме приемов самозащиты нужно научиться:
— освобождаться от захватов: рывками в определенных направлениях, безвредными нажимами на болевые точки, воздействиями на пальцы и кисти держащих рук;
— защищаться от ударов невооруженного: уходами, подставлением предплечий и захватами рук и ног;
— защищаться от ударов ножом или палкой: уходами, подставлением предплечий и захватами запястья рук с ножом или палкой;
— защищаться от огнестрельного оружия, наставленного в упор: уходами от линии выстрела и захватами кисти руки с оружием.
Однако, защитившись от захвата или удара хулигана, не нужно предполагать, что он одумается и прекратит нападение. Чаще бывает наоборот. Разъярившись от первой неудачи и думая, что это «случайность», хулиган, как правило, с еще большим ожесточением продолжит нападение. Всем известны случаи проявления этой дикой злобы — даже упавшего хулиганы продолжают бить ногами. Следовательно, чтобы избежать продолжения нападения после защиты, нужно тут же произвести сковывающий захват. Сковывающие захваты основаны на поворотах и перегибаниях суставов. Сами по себе они не вызывают боли, но хулиган, вырывающийся из этих захватов, будет испытывать, боль, причем тем большую, чем сильнее он вырывается. Произведя захват, можно изъять у нападающего палку, нож или другое оружие.
Нужно постоянно помнить, что обучаетесь вы самозащите, а не нападению. Если нет нападения, применить изученные приемы невозможно. Например: прием «защита от удара палкой» можно применить только в тех случаях, когда кто-то замахивается и бьет палкой. (В самозащите отсутствуют приемы, как отобрать палку, тросточку или зонтик у мирного прохожего.) Приемы самозащиты многократно проверены жизненной практикой. Приведем некоторые примеры обоснования выгодности приемов самозащиты.
ПЕРВОЕ. Ударяющая часть тела на протяжении своего пути имеет различную силу в зависимости от скорости движения. Наименьшая скорость — в начале замаха, и в приемах самозащиты удар, как правило, задерживается на замахе.
ВТОРОЕ. Быстрота выполнения приемов самозащиты обеспечивается сложением движений нескольких частей тела. Например, от прямого удара ножом в живот защита складывается из шага влево, поворота туловища вправо и отбива левым предплечьем кисти нападающего вправо. Таким образом, уход влево от линии движения ножа происходит в три раза быстрее, чем в том случае, если бы нож отбивался только одной рукой.
ТРЕТЬЕ. Знание анатомии позволяет во многих приемах самозащиты достигать успеха с малыми затратами силы. Например: при дожимах кисти посредством натяжения сухожилий разгибателей крепко сжатые пальцы раскрываются весьма легко.
ЧЕТВЕРТОЕ. При конструировании приемов самозашиты правильное использование рычагов, образуемых частями тела нападающего и обороняющегося, позволяет намного увеличить вкладываемую в прием силу.
Защититься проще, если известно, с какой стороны последует нападение. Следите за замахом руки нападающего и на какой ноге находится вес его тела, откуда он достаёт оружие и как он его держит.
Чтобы изучать приемы самозащиты, подберите себе партнера, а лучше организуйте группу из 4—6 человек. Точно определите время для занятий, учитывая, что на одно занятие необходимо 40—50 минут. Заниматься нужно 2—3 раза в неделю. В начале каждого урока проводите общую разминку (8—10 минут), затем разделитесь на пары. В каждой паре «нападающий» делает три раза подряд точно обусловленное нападение. «Защищающийся» все три раза проводит изучаемый прием самозащиты. Затем партнеры меняются ролями. Так повторяется на протяжении всего времени, отведенного на изучение или совершенствование данного приема. Приемы разучиваются без сопротивления. Движения должны быть плавными, без рывков и в начале изучения медленными. При ощущении, что вот-вот появится боль, необходимо дать сигнал — сказать «Есть!» или два раза похлопать свободной рукой по телу партнера. Партнер должен немедленно ослабить захват.
После усвоения всех деталей приема движения можно делать быстрее. Однако быстрота движения не должна сказываться на четкости.
Все приемы изучаются и совершенствуются на две стороны (вправо и влево). Защиты против оружия должны изучаться и совершенствоваться с соответствующими макетами оружия. На одном занятии лучше изучать только один новый прием и совершенствовать 2—3 уже изученных. Желательно во время занятия несколько раз меняться напарниками, чтобы иметь возможность опробовать приемы на партнерах разного телосложения. Через месяц занятий методы тренировок будут усложняться.
Любой захват в какой-то мере ограничивает подвижность захваченного и ослабляет его возможность защищаться. Этим пользуются хулиганы. Иногда один из них производит захват, а второй — наносит удар. Поэтому на первых занятиях нужно научиться быстро освобождаться от захватов.
Источник: http://www.self-defender.net/russian/article29.htm